Зачисление валютной выручки на счета за рубежом

Описание ситуации: Исходя из последних Указов Президента РФ и разъяснений ЦБ РФ по состоянию на май 2022 г. просим оказать содействие в обобщении информации и формировании позиции по следующим вопросам.

 

Вопросы 1 и 3: Имеет ли право авиакомпания (подп. "а" п. 6 Указа Президента РФ от 18.03.2022 N 126):

- производить зачисление валютной выручки, поступающей от заказчиков и агентов от продажи авиаперевозок, на свои счета (счета представительств авиакомпании), открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, для последующей оплаты расходов по обслуживанию воздушных судов и пассажиров;

- производить перевод иностранной валюты со счетов, открытых в уполномоченных банках РФ, на свои счета (счета представительств авиакомпании), открытые в банках, расположенных за пределами территорий РФ, для последующей оплаты расходов по обслуживанию воздушных судов и пассажиров;

- из полученной выручки или переводов авиакомпании оплачивать расходы по обслуживанию воздушных судов и пассажиров поставщикам услуг - нерезидентам со счетов (счетов представительств авиакомпании), открытых в банках, расположенных за пределами территорий РФ?

Имеет ли право авиакомпания не зачислять на свои счета в уполномоченных банках выручку от авиаперевозок в случаях, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 19 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ (разъяснение ЦБ РФ от 04.04.2022 N 3-ОР)?

 

Ответ на вопросы 1 и 3: В связи с недружественными действиями ряда стран государством предприняты меры в целях поддержки российской экономики и поддержания финансовой стабильности, в том числе по предотвращению массовой продажи российских ценных бумаг, вывода средств с российского финансового рынка, для чего приняты:

- Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций";

- Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации";

- Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами";

- Указ Президента РФ от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности";

- Указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования";

- Указ Президента РФ от 01.04.2022 N 179 "О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере транспорта перед некоторыми иностранными кредиторами".

В соответствии с данными Указами определенные полномочия по регулированию ситуации предоставлены Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и Совету директоров Центрального банка Российской Федерации.

 

Экспертные знания ВЭД бухгалтерам

Исходя из требований п. 1 - 2 Указа N 79 резиденты - участники внешнеторговой деятельности (в том числе российские организации) обязаны продавать 80% иностранной валюты, полученной на счета в уполномоченных банках по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами и предусматривающим передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Порядок обязательной продажи иностранной валюты определен Инструкцией Банка России N 111-И от 30.03.2004 (см. Письмо Банка России от 28.02.2022 N ИН-019-12/18).

При этом Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ вправе выдать резиденту разрешение на продажу части валютной выручки в ином размере, чем 80%. Порядок запроса и выдачи разрешения, который должен был быть утвержден до 01.04.2022, до сих пор отсутствует.

В Официальных разъяснениях от 16.04.2022 N 4-ОР Банк России указывает, что при расчете суммы иностранной валюты, подлежащей продаже в порядке п. 2 Указа N 79, резиденты вправе уменьшить ее на сумму следующих расходов и платежей, связанных с исполнением внешнеторговых контрактов в иностранной валюте:

- оплата транспортировки, страхования и экспедирования груза;

- уплата таможенных пошлин и сборов;

- оплата услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга;

- оплата услуг, связанных с приобретением за пределами территорий РФ ГСМ (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров, необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от вида их назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, а также для ремонта таких транспортных средств.

Однако на возможность зачисления валютной выручки от заказчиков и агентов на счета авиакомпании в зарубежных банках данные разъяснения не влияют, поскольку не отменяют запрета на зачисление резидентами иностранной валюты на счета в зарубежных банках.

Так, согласно подп. "б" п. 3 Указа N 79 с 01.03.2022 запрещено:

"Зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг".

Отметим, что под "зачислением" иностранной валюты понимается и получение ее от третьих лиц на счет резидента в иностранном банке, поскольку подобные действия позволили бы резидентам избегать выполнения требования п. 1 - 2 Указа N 79 об обязательной продаже 80% полученной суммы иностранной валюты.

Таким образом, подп. "б" п. 3 Указа N 79 резидентам запрещено зачисление иностранной валюты, в т.ч. поступившей от заказчиков и агентов от продажи резидентами услуг, на счета авиакомпании, ее филиалов и представительств, открытые в зарубежных банках, в т.ч. для последующей оплаты расходов по обслуживанию воздушных судов и пассажиров.

Согласно официальным разъяснениям Центрального банка РФ от 04.04.2022 N 3-ОР валютную выручку, полученную по внешнеэкономическим контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимо зачислять на счета в уполномоченных банках РФ для обязательной продажи, за исключением случаев, предусмотренных п. 2, 4, 5, 7, 9, 11 и 13 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон N 173-ФЗ).

То есть исполнение обязательств по внешнеторговым экспортным контрактам без зачисления денежных средств от нерезидентов на банковские счета в уполномоченных банках применительно к авиакомпаниям возможно, в частности:

- при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты, и в случае, если расчеты между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами осуществляются в соответствии с принятыми международными организациями в области международных перевозок правилами, устанавливающими порядок проведения взаиморасчетов за международные перевозки и связанные с ними услуги (п. 4 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);

- проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке (п. 9 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);

- проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг, не указанных в настоящей части и включенных в перечень услуг, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (п. 13 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516).

Иными словами, исполнение авиакомпанией обязательств по внешнеторговым контрактам без зачисления денежных средств от нерезидентов на счета в уполномоченных банках возможно, в частности, при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги в рамках заключенных договоров и в случае расчетов между ними через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок.

Также обращаем внимание на то, что по общему правилу п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ предусмотрена возможность незачисления иностранной валюты или валюты РФ на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории РФ - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций. Не использованная для этих целей валюта должна быть переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

Вместе с тем поименованный в п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ случай не числится в разъяснениях ЦБ РФ от 04.04.2022 N 3-ОР, следовательно, данный подпункт не применяется ввиду наличия ограничений, установленных Указом N 79.

Таким образом, авиакомпания не имеет права не зачислять на свои счета в уполномоченных банках выручку в иностранной валюте от оказания услуг по внешнеторговым договорам в рамках п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, при этом 80% такой выручки подлежит обязательной продаже в соответствии с положениями Указа N 79.

Кроме того, как следует из положений Указа N 81, Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ вправе выдать резиденту разрешение на зачисление иностранной валюты на счета в зарубежных банках.

Порядок получения такого разрешения установлен Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 N 295 (также информация размещена на официальном сайте Минфина России с приложением форм документов <1>).

--------------------------------

<1> https://minfin.gov.ru/ru/permission/ (Официальный сайт Минфин России, страница посвящена выдаче разрешений в рамках Указов N 79, 81, 95).

 

Заявление о выдаче разрешения резидент представляет в Минфин России (podcom@minfin.gov.ru; 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9). К нему нужно приложить документы и сведения, перечисленные в п. 5 Правил N 295 (заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), в состав которого входит обращение о выдаче разрешения с содержанием информации о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки, учредительные документы и прочее). Пакет документов можно представить на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи (п. п. 4 - 8, 12 Правил N 295). Рекомендуемая форма заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций) утверждена Минфином России.

Разрешение Правительственной комиссии (отказ в нем) оформляется решением подкомиссии. Решение подкомиссии принимается единогласно и оформляется Минфином России. Разрешение может выдаваться на определенный срок, а также неопределенному кругу лиц (п. п. 13 - 16 Правил N 295).

Таким образом, на наш взгляд, при отсутствии разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ на зачисление иностранной валюты на счета в зарубежных банках авиакомпания не вправе производить зачисление валютной выручки, поступающей от заказчиков и агентов от продажи авиаперевозок, на свои счета (счета филиалов и/или представительств авиакомпании), открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, для последующей оплаты расходов по обслуживанию воздушных судов и пассажиров, за исключением рассмотренных выше случаев, упомянутых в п. 2, 4, 5, 7, 9, 11 и 13 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ.

10.03.2022 на заседании Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации было принято решение о том, что резиденту не требуется получать разрешение на перевод иностранной валюты на свои зарубежные счета для финансирования текущей операционной деятельности филиалов и представительств, при условии, что объем финансирования не превышает объем финансирования за предыдущий год (Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 10.03.2022 N 7 (утв. Минфином России 12.03.2022 N 05-06-10/ВН-11081)).

В МСФО под операционной деятельностью понимается основная деятельность компании, а также прочая деятельность, исключая финансовую и инвестиционную (МСФО 7 "Отчет о движении денежных средств" (IAS 7 "Cash Flow Statements")).

Позднее Указом N 126 (подп. "а" п. 6) были определены дополнительные исключения, на которые не распространяются установленные п. 3 Указа N 79 запреты, а именно:

"На переводы денежных средств в иностранной валюте для их зачисления на открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, счета (вклады)... представительств и (или) филиалов юридических лиц - резидентов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также их сотрудников".

Следует отметить, что с момента принятия Указа N 126 ограничение по размеру зачислений и по целям их использования для случаев перевода иностранной валюты зарубежным филиалам и представительствам резидентов фактически отменено.

Между тем буквальная трактовка норм, на наш взгляд, не позволяет говорить о возможности непосредственного зачисления резидентами выручки, подлежащей получению от контрагентов, на зарубежные счета резидентов, поскольку требование о ее обязательной продаже в установленном размере не отменено.

Таким образом, организация вправе переводить денежные средства в иностранной валюте, имеющиеся на ее счетах в уполномоченных банках, на банковские счета своих представительств и филиалов, расположенные за границей и использовать их для обычной для них деятельности, ради которой эти представительства и филиалы и создавались.

Кроме того, в появившихся на днях разъяснениях финансовый регулятор указывает, что положения подп. "б" п. 3 Указа N 79 не распространяются на случаи зачисления резидентами денежных средств в рублях на свои банковские счета (вклады) в рублях, открытые в иностранных банках, в том числе на случаи последующей конвертации рублей, поступивших на указанные счета, в иностранную валюту и ее зачисления на банковские счета (вклады) резидентов в иностранной валюте, открытые в иностранных банках, либо последующего перевода по поручению резидентов полученной в результате такой конвертации иностранной валюты на банковские счета (вклады) иных лиц в иностранной валюте, открытые в иностранных банках (п. 1.1 официальных разъяснений ЦБ РФ от 16.04.2022 N 4-ОР).

Соответственно, на наш взгляд, авиакомпания вправе переводить иностранную валюту, имеющуюся на ее счетах в уполномоченных банках после выполнения требования об обязательной продаже части валютной выручки, на зарубежные банковские счета своих зарубежных представительств и филиалов для осуществления их обычной деятельности, в т.ч. для выплаты заработной платы их персоналу и оплаты обслуживания воздушных судов и пассажиров.

При этом при продаже части валютной выручки авиакомпания может учесть исключения, установленные в Официальных разъяснениях ЦБ РФ от 16.04.2022 N 4-ОР, а также попытаться получить разрешение на продажу части валютной выручки в ином размере, чем 80%.

Помимо перевода иностранной валюты со своих счетов в уполномоченных банках на зарубежные счета своих зарубежных филиалов и (или) представительств, авиакомпания вправе зачислять на свои банковские счета в иностранных банках валюту РФ, а после ее конвертации использовать полученную иностранную валюту в т.ч. для переводов на счета иных лиц (п. 1.1 разъяснений Банка России от 16.04.2022 N 4-ОР). Поименованные операции не подпадают под ограничения, установленные п. 3 Указа N 79.

Указанные средства могут быть использованы авиакомпанией для оплаты расходов по обслуживанию воздушных судов и пассажиров поставщикам услуг - нерезидентам.

Обращаем ваше внимание, что кредитные организации, являющиеся агентами налогового контроля, обязаны осуществлять контроль за проводимыми клиентом валютными операциями на предмет их законности совершения и вправе отказывать в проведении незаконной валютной операции <2>.

--------------------------------

<2> https://www.cbr.ru/explan/support_measures_fin/ (Информация Банка России от 02.03.2022 "Применение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций"; вопрос N 11).

Источник: Финансовое право

Категория: Статьи ВЭД | Добавил: (20.09.2022)
Просмотров: 35 | Теги: валютные операции, счета за рубежом, указы президента, валютные риски, учет валютных операций, иностранные счета | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]