Последствия неуплаты "ввозного" НДС при покупке товара в ЕАЭС

Всегда ли, не оплатив во время "ввозной" НДС, нужно платить штраф, или можно отделаться только пеней. Откроем секрет - не всегда. Иногда, налоговики неправильно трактуют нормы законодательства и штрафуют налогоплательщиков. Узнайте в этой статье какие аргументы обезоружат налоговую. Итак,

 

Рассмотрим пример

 

Организация приобретает товары, которые ввозятся с территории государства - члена ЕАЭС (например, Республики Беларуси), и по состоянию на 20-е число соответствующего месяца уплачивает "ввозной" НДС.

 

Однако на 20-е число ближайшего месяца у организации нет достаточного количества денежных средств.

 

Вопрос: Если организация не сможет своевременно уплатить НДС, какие будут применены санкции? Нужно ли будет платить штраф, или можно отделаться только пеней?

 

На первый взгляд ответ очевиден - не уплатил налог во время, заплати штраф и пеню. Но давайте внимательно прочитаем законодательство и разберемся.

 

 

Чем определяется порядок уплаты "ввозного" НДС из страны-члена ЕАЭС 

 

Порядок уплаты НДС в отношении операций по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг в ЕАЭС (куда входят, в частности, РФ и Республика Беларусь) определяется нормами Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Протокол).

 

Как следует из п. 13 раздела III Протокола, уплата "ввозного" НДС осуществляется при импорте товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС.

 

НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).

 

В этот же срок налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию (п. 20 Протокола).

 

Одновременно с декларацией представляются документы, предусмотренные п. 20 Протокола.

 

НДС, уплаченный при ввозе товаров из государств - членов ЕАЭС на территорию РФ, на основании п. 26 Протокола подлежит вычету в порядке, предусмотренном НК РФ.

 

 

Аргументы против штрафа

 

В соответствии с п. 22 Протокола в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным п. 19 Протокола, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного п. 20 Протокола, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств-членов, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары (в рассматриваемом случае - в соответствии с НК РФ), а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена.

 

Обратите внимание - в Протоколе Договора о ЕАЭС речь идет о взыскании самого налога и оплате начисленной пени. Речи о штрафе не идет.

 

Согласно НК РФ штраф за несвоевременное представление декларации будет рассчитан на основании данных, полученных при обмене информацией с налоговыми органами Белоруссии в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ (в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей).

 

Также согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

 

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ (в размере 20% от неуплаченной суммы налога). При умышленной неуплате налога штраф составит 40% от суммы неуплаты (п. 3 ст. 122 НК РФ).

 

Схожий вывод изложен в Письме ФНС России от 30.03.2018 N СД-4-3/6082@.

 

Таким образом, если организация не уплатит "ввозной" НДС по сроку на 20-е число и своевременно не представит соответствующую декларацию, то к ней будут применены вышеуказанные меры налоговой и административной ответственности.

 

 

А что же говорит ВАС

 

Вместе с тем налогоплательщик вправе оспорить решение по итогам налоговой проверки в общем порядке, установленном в НК РФ.

 

Так, в отношении исчисленного штрафа по ст. 122 НК РФ, по нашему мнению, могут быть заявлены доводы со ссылкой на выводы, изложенные в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, согласно которому:

 

"Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

 

При применении этих положений судам следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени".

 

Иными словами, если организация по сроку до 20.05.2022 представит в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам, в которой будет правильно рассчитана и указана сумма налога к уплате, но сумма фактически не будет уплачена в бюджет по данному сроку, то данные факты могут свидетельствовать в пользу налогоплательщика при оспаривании суммы штрафных санкций по ст. 122 НК РФ со ссылкой на п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 57.

 

При этом также отметим, что в случае своевременного представления декларации с указанием верных данных, но уплатой налога позже срока штрафные санкции также не должны применяться, только начисление пени согласно п. 1 ст. 75 НК РФ.

 

 

Ждем вступления в силу отсрочки уплаты НДС в 180 дней

 

Вместе с тем отметим, что 01.05.2022 Президент РФ подписал Федеральный закон N 117-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" (одобренный законопроект N 74306-8).

 

Протокол устанавливает возможность предоставления отсрочки в 180 дней по уплате НДС при импорте товаров с территории государств - членов ЕАЭС в свободные, специальные и особые экономические зоны РФ.

 

По товарам, ввезенным и не реализованным либо реализованным без НДС до завершения месяца, в котором истекают 180 календарных дней с даты их принятия на учет, налог будет уплачиваться не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают эти 180 дней. При этом налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров на дату принятия их на учет.

 

Однако в настоящее время, в июне 2022 г., внесенные изменения не вступили в силу.

 

Как указано в ст. 2: "Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу".

 

Таким образом, пока данные изменения по срокам уплаты и срокам представления отчетности не вступят в силу, санкции за неуплату "входного" НДС и непредставление налоговой декларации по косвенным налогам, предусмотренные п. 22 Протокола, ст. 119, 122 НК РФ и ст. 15.5 КоАП РФ, остаются в силе.

 

Источник: Консультант+ Налоги и финансовое право

 

Категория: Статьи ВЭД | Добавил: info (03.08.2022) E
Просмотров: 72 | Теги: таможенный союз, Пени, ввозной ндс, еаэс, штрафы | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar