Налоговая разъяснила бухгалтерам о зачётах с нерезидентом в 2022 году

      Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ).

 

      Для прекращения обязательств зачетом по общему правилу необходимо, чтобы требования сторон были встречными, их предметы были однородными и по требованию лица, которое осуществляет зачет своим односторонним волеизъявлением (далее - активное требование), наступил срок исполнения. Указанные условия зачета должны существовать на момент совершения стороной заявления о зачете (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6).

 

      Следует отметить, что с 01.03.2022 в общем случае было запрещено, в частности, предоставление резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа.

 

      Также с 02.03.2022 введен особый порядок осуществления сделок (операций) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях) (Указы Президента РФ от 28.02.2022 N 79, от 01.03.2022 N 81, Информация Банка России, Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР).

 

      Помимо этого, действует, в частности, временный порядок исполнения обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед некоторыми иностранными кредиторами.

Кроме того, по некоторым сделкам с недвижимостью предусматривается особый порядок проведения расчетов.

А также установлен специальный порядок исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа (Указы Президента РФ от 05.03.2022 N 95, от 31.03.2022 N 172, от 04.05.2022 N 254, Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р, Выписки из протоколов заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 17.03.2022 N 12 (доведена Минфином России 21.03.2022 N 05-06-10/ВН-12886), от 21.06.2022 N 64/1 (доведена Минфином России 22.06.2022 N 05-06-10/ВН-31554)).

 

      При этом с 01.07.2022 резидентам-физлицам при выполнении определенных условий было разрешено предоставление иностранной валюты по договорам займа (Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 23.05.2022 N 52/2 (доведена Минфином России 01.07.2022 N 05-06-10/ВН-33507)).

 

Зачет встречных требований и валютные операции

 

      К валютным операциям, в частности, относятся (п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ)):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

При зачете встречных требований по контракту между резидентом и нерезидентом не производится денежных расчетов и, соответственно, указанная операция не относится к валютным операциям.

 

      Валютное законодательство прямо не запрещает проводить зачеты между резидентом и нерезидентом, однако в ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ предусмотрено правило репатриации, согласно которому резидент обязан обеспечить своевременное получение на счет в уполномоченном банке соответствующих сумм в иностранной валюте или валюте РФ.

 

      При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);
  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ).

      Частями 2, 4 - 8 ст. 19 Закона N 173-ФЗ предусмотрен перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять валютную выручку на свои счета в уполномоченных банках или же признаются исполнившими обязанность по репатриации денежных средств.

      Наличие вышеуказанных исключений говорит о том, что по общему правилу все остальные взаимозачеты (не упомянутые среди исключений) ведут к нарушению положений Закона N 173-ФЗ о репатриации.

      В то же время с 05.07.2022 требования ст. 19 Закона N 173-ФЗ о репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исполняются в определенном в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ N 79 размере, но не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже.

 

      При этом с 10.06.2022 размер продажи валюты составляет 0% (пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 05.07.2022 N 430, Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 09.06.2022 N 61 (доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704)).

     

      Таким образом, поскольку с 10.06.2022 размер продажи валюты составляет 0%, получается, что осуществлять репатриацию с указанной даты не обязательно, следовательно, по нашему мнению, зачет взаимных требований по таким внешнеторговым сделкам можно было осуществлять без ограничений, установленных ст. 19 Закона N 173-ФЗ.

 

      Возможность зачета также может быть предусмотрена временным порядком исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами (п. 8 Указа Президента РФ N 254).

 

      Кроме того, с 08.08.2022 и до внесения изменений в Закон N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 (далее - Указ N 529)).

      Таким образом, отменены обязанности резидентов по репатриации валюты, установленные ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ, соответственно, зачет взаимных требований по таким внешнеторговым сделкам можно осуществлять без ограничений, установленных ст. 19 Закона N 173-ФЗ.

      К тому же, если иное не предусмотрено указами Президента Российской Федерации, при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российские юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством РФ по согласованию с Банком России (пп. "в" п. 4 Указа N 529).

 

      Таким образом, в настоящее время допускается не только зачет требований, но и замена обязательств нерезидентов новыми обязательствами. Исключения могут устанавливаться Правительством РФ.

   

Зачет встречных требований по импортному контракту и договору займа

 

      Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации, в частности:

  • по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в ст. 337 НК РФ, в случае, если указанный договор займа содержит условия о том, что возврат предоставленных денежных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых и (или) размера выручки от их реализации и при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств (п. 8 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);
  • при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты Российской Федерации по договору займа, связанному с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности, в случае, если при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств в сумме вклада резидента в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае если происходит невозврат денежных средств по причине несостоятельности (банкротства) нерезидента, при этом резидент должен отвечать одному из условий, указанных в пп. "а" - "г" п. 10 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ (п. 10 ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ).

      Таким образом, зачет встречных требований по импортному контракту и договору займа возможен в случаях:

  • если заем, выданный резидентом, используется для финансирования геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в ст. 337 НК РФ;
  • заем связан с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности.

      Кроме того, право не зачислять иностранную валюту на банковские счета в уполномоченных банках, а также осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами предоставлено российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Указом N 529.

 

Подготовлено на основе материала

И.В. Просекова,

советника государственной

гражданской службы РФ

2 класса

Категория: Статьи ВЭД | Добавил: admin (25.10.2022)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]