01:06

Об НДС при приобретении у белорусской организации услуг по техническому сопровождению, обслуживанию оборудования и программного обеспечения

Вопрос: ООО заключен договор с иностранной организацией, находящейся на территории Республики Беларусь, на предоставление услуг по техническому сопровождению и обслуживанию аппаратных средств, сетевого оборудования и программного обеспечения.

 

Согласно договору иностранная организация предоставляет следующие услуги.

 

1. Использование виртуальных серверов Исполнителя.

 

Иностранное предприятие предоставляет ресурсы виртуальных серверов <*>, расположенных в ЦОД (дата-центр <**>) на территории РФ (услуга предоставления вычислительной мощности для хранения и обработки данных).

--------------------------------

<*> Виртуальный сервер - программное обеспечение, позволяющее запустить несколько серверов (операционных систем) на одном физическом сервере, которые могут быть полностью отделены друг от друга логически. Это позволяет более рационально использовать ресурсы физических серверов, разделяя их ресурс сразу на несколько задач/клиентов.

<**> Дата-центр или центр (хранения и) обработки данных (ЦОД/ЦХОД) - это специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и сетевого оборудования и подключения абонентов к каналам сети Интернет.

 

Дата-центр исполняет функции обработки, хранения и распространения информации, как правило, в интересах корпоративных клиентов - он ориентирован на решение бизнес-задач путем предоставления информационных услуг. Консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой за счет возможности эффективного использования технических средств, например перераспределения нагрузок, а также за счет сокращения расходов на администрирование.

 

2. Обслуживание серверного ПО.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к серверам Заказчика, которые расположены в ЦОД на территории РФ, и занимаются установкой, настройкой, обновлением серверных операционных систем. В настройку операционных систем входит не только их первичная настройка, но и специфические настройки, выполняемые по запросу Заказчика, например настройка системы терминального доступа к информационной системе Заказчика.

 

3. Обслуживание рабочих мест:

 

а) установка, настройка, обновление программного обеспечения, внесение изменений в информационные системы Заказчика в связи с наймом (переводом, увольнением) работников Заказчика, включая удаление данных.

Работники организации из офиса удаленно подключаются к серверам, которые расположены в ЦОД на территории РФ и управляют установкой, обновлением и настройкой программного обеспечения клиента (например, установка программы Adobe Reader DC для просмотра файлов .pdf или регистрация нового работника, выделение ему почтового адреса, телефонного номера);

 

б) консультирование пользователей, техническая поддержка работников Заказчика.

 

Работники организации из офиса консультируют по телефону клиентов по различным вопросам, связанным с работой оборудования или программного обеспечения.

 

4. Обеспечение информационной безопасности.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к серверам клиента, расположенным как в офисе, так и в ЦОД на территории РФ, и настраивают на них резервное копирование информации, антивирусное программное обеспечение и сетевой брандмауэр.

 

5. Обслуживание систем безопасности.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к серверам видеонаблюдения и системы контроля доступа, находящимся в офисе клиента на территории РФ, для настройки записи с видеокамер, расположенных в офисе клиента, или настройки карточек доступа для прохода в их офисные помещения.

 

6. Автоматизация документооборота.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к серверам Заказчика для управления системой централизованной печати и сканирования документов.

 

7. Управление ЭПП.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к рабочим станциям (компьютерам) и серверам Заказчика, находящимся в РФ, и настраивают, обновляют специализированное криптографическое ПО, предназначенное для работы с ЭЦП (электронно-цифровыми подписями).

 

8. Управление системой электронной почты.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к почтовому серверу Postfix, который расположен в ЦОД на территории РФ, для создания и настройки почтовых ящиков клиента, проверки на сервере почтовых писем на безопасность, а также настройки антиспам-системы этого сервера.

 

9. Управление сетями передачи данных.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к сетевому оборудованию клиента, расположенному в ЦОД или его офисе на территории РФ, для его обновления и настройки. Также работники организации созваниваются с интернет-провайдерами, находящимися на территории РФ, которые предоставляют услуги связи клиенту, для решения организационных вопросов и устранения ошибок.

 

10. Файловые службы.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к файловым и FTP-серверам клиента, расположенным в ЦОД на территории РФ, для создания и настройки прав каталогов общего доступа, архивации устаревшей информации.

 

11. Обслуживание и обеспечение работы оборудования связи.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к серверам телефонии и телефонному оборудованию клиента, расположенному в его офисе на территории РФ, на котором производят различные настройки (например, создание внутренних телефонных аккаунтов; добавление на телефонном оборудовании дополнительного номера, предоставляемого оператором связи в пользование клиента).

 

12. Консультационные услуги по материально-техническому обеспечению.

 

Работники организации из офиса проводят предварительный анализ имеющегося оборудования и программного обеспечения у клиента и на его основе дают рекомендации клиенту по покупке или замене.

 

13. Обслуживание систем управления базами данных (СУБД).

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к серверам СУБД <*>, расположенным в ЦОД на территории РФ, и проводят их настройку и оптимизацию (например, создают дополнительных пользователей в СУБД, проводят оптимизацию по быстродействию СУБД на основе встроенного мониторинга и файлов журнала).

--------------------------------

<*> Система управления базами данных (СУБД) - совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных. СУБД - комплекс программ, позволяющих создать базу данных и манипулировать данными (вставлять, обновлять, удалять и выбирать). Система обеспечивает безопасность, надежность хранения и целостность данных, а также предоставляет средства для администрирования баз данных.

 

14. Юридические информационные системы.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к серверам Заказчика, расположенным в ЦОД на территории РФ, выполняющим роль юридической информационной системы с ПО "КонсультантПлюс". В рамках данной услуги специалисты обновляют информационные базы, обеспечивают высокую доступность и быстродействие справочных систем.

 

15. Управление проектами.

 

Работники организации из офиса удаленно подключаются к серверу клиента в РФ, на котором размещается программное обеспечение по управлению проектами клиента <*>, для его настройки и предоставления доступа к нему клиенту.

--------------------------------

<*> Программное обеспечение для управления проектами - комплексное программное обеспечение, включающее приложения для планирования задач, составления расписания, контроля цены и управления бюджетом, распределения ресурсов, совместной работы, общения, быстрого управления, документирования и администрирования системы, которые используются совместно для управления крупными проектами.

 

16. Облачные сервисы Microsoft 365.

 

Работники организации из офиса удаленно подключаются к облачным <*> сервисам клиента, расположенным в Европейском союзе, для выполнения работ по управлению учетными записями и лицензиями работников Заказчика, сопровождению программного обеспечения Microsoft Teams, OneDrive, Sharepoint и др. В рамках этой услуги также проводится обучение работников Заказчика (повышение квалификации) работе с облачными сервисами Microsoft 365.

--------------------------------

<*> Облачные сервисы - это программное обеспечение, которое работает на серверах поставщика услуги, в данном случае корпорации Microsoft. Основное преимущество облачных сервисов заключается в том, что работник сможет получать доступ к собственной информации с любого устройства в любой точке мира.

 

17. Таможенное ПО.

 

Работники организации из офиса при помощи специализированного программного обеспечения удаленно подключаются к серверам Заказчика, расположенным в ЦОД на территории РФ, для сопровождения специализированного комплекса ПО для проведения таможенных операций (Альта, ВЭД-инфо).

 

18. Разработка ПО на базе нейросетей.

 

В рамках этой услуги специалисты разрабатывают программное обеспечение для автоматического распознавания документов и регистрации их в информационной системе Заказчика.

 

19. Разработка чат-ботов.

 

В рамках этой услуги специалисты разрабатывают программное обеспечение для запуска чат-ботов <*> в мессенджерах Skype, Microsoft Teams.

--------------------------------

<*> Чат-бот - это программа, которая имитирует реальный разговор с пользователем, чтобы выяснить потребности пользователей, а затем помочь удовлетворить их. Автоматическое общение с пользователем ведется с помощью текста или голоса.

 

20. Разработка ПО для маркировки товаров.

 

В рамках этой услуги специалисты разрабатывают программное обеспечение, необходимое для заказа, печати, нанесения и верификации кодов маркировки товаров в различных системах, например "Честный знак".

 

21. Проектирование ERP-системы.

 

В рамках этой услуги специалисты занимаются проектированием и внедрением информационной системы для управления производством, трудовыми ресурсами и активами (ERP-системы).

 

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации при оказании услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

 

Пунктом 1 ст. 174.2 НК РФ определены конкретные виды услуг, которые признаются оказанными в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.

 

Правильно ли понимание, что перечисленные выше услуги признаются услугами в электронной форме согласно требованиям НК РФ, соответственно, местом их оказания будет считаться территория РФ? Что влечет за собой обязанность иностранной организации встать на учет в налоговых органах РФ и самостоятельно уплачивать НДС в бюджет РФ?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 апреля 2022 г. N 03-07-13/1/31456

 

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при приобретении у белорусской организации услуг по техническому сопровождению и обслуживанию аппаратных средств, сетевого оборудования и программного обеспечения Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

 

Одновременно сообщается, что согласно пункту 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.

 

На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг). При этом место реализации работ (услуг) для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно пункту 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

12.04.2022

 

Источник: Консультант+

 

P.S. Точный ответ по этому вопросу вы можете получить от экспертов Учебного центра "Грин Филд" на семинарах по ВЭД для бухгалтеров.

Просмотров: 39 | Добавил: info | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar