09:17

Электронные транспортные накладные станут обязательными с 01 января 2023 года. Но есть ряд нерешенных вопросов.

Как отмечают чиновники, в 2022 году на портале госуслуг должен заработать суперсервис "Безбумажные перевозки пассажиров и грузов". В нем грузоперевозчики могут оформлять электронные транспортные накладные, путевые листы с данными медосмотра водителей и специальные разрешения на перевозку грузов. 

 

Среди нерешенных вопросов: порядок обмена сообщениями между участниками перевозки при переадресовке груза.

 

Не прописаны и некоторые форматы заполнения документов в электронном виде.

 

Не все игроки рынка солидарны с тем, что переходного периода может быть достаточно.

 

На 20 минут снизится время оформления транспортной накладной при переходе в электронный формат, по расчетам ПЭК и «Контура». Помимо сокращения объема ручного труда это также минимизирует ошибки, так как часть разделов накладной в IT-системе будет заполняться автоматически.

 

Кроме того, переход на ЭДО поможет ускорить обмен документами.

 

Узнайте больше в Учебном центре Грин филд на семинарах по ИмпортуЭкспортуКонтрактам ВЭД

На пересылку бумажной версии транспортной накладной может уходить от 5 до 30 дней (в зависимости от конечной точки маршрута). Без получения оригинала накладной за подписями всех участников перевозки, оплата невозможна. В случае с ЭДО, транспортная компания визирует накладную в течение нескольких минут после завершения перевозки, следовательно, можно выставлять счет.

 

Что касается затрат при переходе в электронный формат, они сопоставимы с расходами на бумажные перевозочные документы.

 

Три категории затрат при переходе на электронную транспортную накладную:

 

Первая — разовые затраты, в том числе на приобретение и интеграцию в информационную систему компании модуля. Их размер зависит от конкретных характеристик IT-систем. Специалисты «Контура» оценивают эти расходы в 50-500 тыс. руб.

 

Вторая группа затрат — оплата услуг оператора и тарифа с мобильным интернетом у провайдера сотовой связи. Чем больше количество документов, тем ниже стоимость.

 

Третья группа — регулярные расходы на приобретение устройств для обмена документами и за использование модуля оператора ЭДО. Стоимость смартфона или планшета — от 10 тыс. руб. Ежегодная плата за использование модуля составит в среднем 16-20 тыс. руб.

 

«Допустим, в автопарке компании — 50 транспортных средств. Загрузка парка — 90%, каждое ТС совершает один рейс в день. С учетом установки модуля для 1С, покупки смартфона водителю и затрат на мобильный интернет расходы, на одну ЭТРН составят в среднем 10 руб.», — приводит пример руководитель проекта «Логистика» в «Контуре» Павел Коптелов.

 

Переход на электронные документы также повысит прозрачность перевозки. Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта оценил объем «серого» рынка грузоперевозок в 2021 году в 70-80%. С переходом на ЭДО в государственной информационной системе будут доступны все данные об условиях транспортировки, включая информацию о транспортном средстве, водителе, стоимости перевозки и т.д. Скрыть часть информации о перевозке будет невозможно, и, как следствие, есть возможность исключить недобросовестную конкуренцию за счет оптимизации налогов и сборов.

 

Для участников рынка важно, чтобы процесс использования электронных перевозочных документов не привел к задержкам в поставках. Часть вопросов уже сняты, но сохраняются и нерешенные моменты.

 

По словам Елены Ткаченко, руководителя проекта «Экспертный совет «Электронные документы – эффективная экономика», внедрение новой формы ТРН принесет немало положительных изменений: например, исключение из документооборота посредников, которые физически не принимают груз во владение или не осуществляют перевозку собственным транспортом.

 

Узнайте больше в Учебном центре Грин филд на семинарах по ИмпортуЭкспортуКонтрактам ВЭД

«Не разработаны форматы дополнительных служебных сообщений и документов, которые в комплексе с транспортной накладной позволяют автоматизировать процесс оформления перевозки. Например, не подготовлен формат электронной заявки, на основе которой в дальнейшем формируют транспортную накладную, а также формат уведомления о переадресовке груза или отказе транспортной компании от перевозки», — поясняет Елена Ткаченко.

 

«Необходимо также нормативно закрепить презумпцию невиновности перевозчика в случае, если электронная транспортная накладная была отправлена в ГИС ЭПД, но сотрудник ГИБДД не может ее найти. Водителю будет сложно "в полях" доказать обратное», — уточняет она.

 

Эти и другие вопросы предстоит решить уже в этом году при переходном периоде. Ранее министр транспорта Виталий Савельев сообщал, что применение ЭТРН может стать обязательным уже с 1 января 2023 года.

 

Но постановление Правительства №2116, которое определит порядок обмена электронными перевозочными документами, вступит в силу только с 1 сентября 2022 года. Без утверждения этого документа продуктивная работа с электронными перевозочными документами вряд ли возможна, считает Елена Ткаченко, руководитель проекта «Экспертный совет «Электронные документы – эффективная экономика».

 

Учебный центр "Грин Филд" приглашает бухгалтеров на семинары повышения квалификации по ВЭД. Узнайте больше здесь. Будьте вне конкуренции! 

 

 

Источник: ФТС России

Просмотров: 289 | Добавил: info | Теги: ЭТрН, электронные транспортные накладные, ЭТН | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
2
1 i926 • 04:49, 06.04.2022 [Материал]
Коллеги, кто знает, а как вообще дела обстоят на границе с Белоруссией и Казахстаном. ЭТРН там уже кто-то проверяет?
avatar
1
2 info • 19:03, 06.04.2022 [Материал]
На самой границе с Белоруссией никто ничего не проверяет, по крайней мере, у нас не проверили.
avatar